Фильтры тонкой очистки
Бесперебойная работа силового агрегата машины зависит от качества используемых рабочих жидкостей. Для задержки имеющихся в горючем или смазке мельчайших посторонних частиц автомобили и специальная техника оснащаются фильтрами тонкой очистки топлива и масла.
Фильтр тонкой очистки топлива (ФТОТ)
Эта деталь улавливает самые мелкие примеси, которые без задержек проходят через фильтр грубой очистки. ФТОТ устанавливается перед элементами, дозирующими и подающими горючее в двигатель.
Устройство
Конструкция ФТОТ зависит от того, в какой топливной системе используется деталь. В карбюраторных ТС, работающих на бензине, он представляет собой прозрачный пластиковый корпус, внутри которого расположен бумажный фильтроэлемент. Верхняя часть корпуса герметично закрыта крышкой, к штуцерам которой подсоединены трубки. Через одну из них топливо из бака поступает в очиститель, а по другой – направляется к карбюратору. Во избежание путаницы, на крышке имеется стрелка, показывающая, в каком направлении движется жидкость.
Такая деталь способна задерживать примеси размером 15-20 мкм – для карбюраторной системы этого достаточно.
ФТОТ на инжекторных автомобилях состоит из металлического корпуса с бумажным элементом фильтрации. Подсоединение к трубопроводам системы питания осуществляется через штуцеры, расположенные с торцов корпусной части. Очиститель устанавливается неподалеку от топливного бака, иногда – прямо на месте соединения резервуара с топливопроводом. Размер улавливаемых частиц – 5-10 мкм.
В дизельных системах ФТОТ бывает двух типов:
- разборный. Состоит из стального или алюминиевого корпуса, закрытого сверху крышкой со штуцерами. Внутри корпусной части располагается сменный элемент фильтрации;
- неразборный. Конструкция детали почти аналогична вышеописанной, за одним исключением – крышка и корпус имеют неразъемное соединение.
Дизели особенно требовательны к качеству очистки горючего. Топливный фильтр тонкой очистки на таком транспорте монтируется недалеко от ТНВД, у автомобилей – под капотом.
Порядок обслуживания и замены
Замена фильтра тонкой очистки топлива производится в соответствии с регламентом производителя. Несоблюдение установленных интервалов может стать причиной серьезных поломок, которые потребуют дорогостоящего ремонта. Помимо топливной аппаратуры и насоса, из строя могут выйти узлы, обеспечивающие запуск силового агрегата.
Для машин с дизельными двигателями периодичность замены обычно составляет 30 тыс. км, для бензинового транспорта – 60 тыс. км. Однако необходимо учитывать качество используемого горючего. Если топливо содержит много посторонних примесей, срок сокращается в 1,5-2 раза.
Проверяется степень загрязнения детали по-разному, в зависимости от конструкции. На карбюраторных машинах это можно сделать визуально благодаря прозрачному корпусу. Для проверки ФТОТ на инжекторных системах специалисты СТО производят замер давления, создаваемого насосом. Если показатели ниже нормы, выполняется замена фильтра.
Степень загрязнения ФТОТ на дизелях проконтролировать невозможно. Состояние детали приходится определять по пробегу (наработке) и поведению техники. Характерным признаком неисправности очистителя являются рывки во время движения.
Обслуживание фильтра тонкой очистки (за исключением разборных дизельных моделей) не производится. На разборных ФТО промывается корпус и меняется фильтроэлемент.
Фильтр тонкой очистки масла
Циркулирующее в двигателе масло содержит смолистые вещества, мельчайшую стружку, образующиеся при трении элементов мотора, а также продукты коксования. Движущийся по магистральному трубопроводу смазочный материал на каждом круге проходит через масляные фильтры, которые задерживают загрязнения, попавшие в жидкость извне или образовавшиеся в процессе работы силового агрегата.
Принцип работы
Масляный фильтр тонкой очистки (ФТО) монтируется с правой стороны ДВС. Посредством кронштейна он фиксируется к переднему щиту радиатора.
Чтобы деталь обеспечивала хорошую очистку смазочного материала, при производстве проводятся ее испытания, в ходе которых определяется полнота отсева. Она должна составлять не менее 25%. Для проверки используется искусственный загрязнитель – кварцевая пыль, при этом удельная поверхность должна составлять 5600 см/г.
Фильтр тонкой очистки устанавливается в смазочном механизме параллельно основному маслопроводу. Через очиститель проходит приблизительно 20% от общего количества жидкого материала, подаваемого нагнетателем.
Моторное масло подводится к ФТО и отводится от него по гибким шлангам. Смазка поступает по главному магистральному трубопроводу, а затем через штуцер, который расположен в крышке полости толкателей, направляется в масляный картер.
Порядок замены и обслуживания
Замена фильтра тонкой очистки масла производится с периодичностью, установленной производителем и указанной в эксплуатационном руководстве. Этот интервал должен составлять как минимум 10 тыс. км пробега транспортного средства или 250 часов наработки силового агрегата. Очиститель меняется одновременно с моторным маслом. Внеплановая замена производится при непредвиденном загрязнении жидкости или после капитального ремонта двигателя.
Читайте также
- 05.08.2019Особенности высокооктанового топлива
- 05.08.2019Этилированный и неэтилированный бензин: в чем разница?
- 01.07.2019Фильтры грубой очистки
- 16.05.2019Обслуживание топливных фильтров