Особенности фильтрации дизельного топлива
Фильтрация дизельного топлива имеет ряд нюансов, отличающих процесс от очистки бензина. Отличия обусловлены повышенной чувствительностью двигателя и системы впрыска к посторонним примесям, из-за чего даже мелкие частицы или небольшое количество воды могут привести к серьезным нарушениям работы и, как следствие, дорогостоящему ремонту.
Устройство фильтрующего механизма
Система очистки топлива дизельного двигателя состоит из нескольких основных элементов:
- сетка на выходе топливного бака, выполняющая функцию предварительной фильтрации ДТ;
- отстойник (сепаратор) для отделения воды, который очень часто также играет роль фильтра грубой очистки горючего;
- фильтр тонкой очистки.
Сетка на выходе из бака, очищающая ДТ перед его поступлением в систему питания, задерживает самые крупные (до 100 мкм) твердые фракции. Затем горючее доходит до фильтра-отстойника, где от него отделяется вода и частицы диаметром 30–60 мкм, прошедшие через сетку предварительной очистки дизтоплива. Сепаратор работает следующим образом:
- горючая жидкость поступает в фильтр;
- специальный фильтрующий материал пропускает топливо, задерживая воду и крупные частицы;
- вода отстаивается в стакане.
Топливный фильтр-отстойник некоторых автомобилей дополнительно комплектуется датчиком воды, который сигнализирует о заполненности стакана.
Необходимо учитывать, что дизтопливо очень чувствительно к низким температурам, при которых выкристаллизовываются парафины, забивающие топливную систему. Поэтому в современные системы очистки топлива дизельного двигателя может входить подогреватель.
Из сепаратора топливо поступает в фильтр тонкой очистки и, пройдя заключительный этап фильтрации, подается в силовой агрегат.
Как вода и пыль попадают в дизельное топливо
Влага в дизтопливе — одна из главных проблем дизелистов. Ее наличие в горючем материале становится причиной ускоренного износа элементов цилиндропоршневой группы, падения мощности ДВС и возникновения на деталях двигателя очагов коррозии.
Вода попадает в ДТ чаще всего во время перевозки горючего, а также при его хранении. Иногда влага конденсируется по причине более высокой температуры возвращаемого топлива, по сравнению с находящимися в емкости воздухом и горючим. Влажный воздух может также проникать в бак из-за недостаточной герметичности резервуара. Пыль в большинстве случаев смешивается с дизтопливом во время заправки автомобиля.
Тонкость отсева
Говоря о тонкости отсева при очистке дизельного топлива, необходимо уточнить, какой процент от общего числа примесей способен задержать фильтрующий элемент.
При оценке фильтрации дизельного топлива выбирается сначала размер монодисперсных примесей, после чего можно говорить о тонкости отсева:
- средняя — улавливаются 50% соответствующих частиц,
- номинальная — улавливаются 95% частиц,
- абсолютная — улавливаются 100% примесей.
Чистота дизтоплива
Загрязнение ДТ, как и бензина, связано с одними и теми же причинами — с нарушением правил перевозки и хранения горючего. Из-за посторонних примесей и воды мощность двигателя при работе снижается, а его элементы поражаются коррозией и быстрее изнашиваются.
Основной показатель чистоты дизтоплива – коэффициент фильтруемости. Определяется он следующим способом: горючее пропускается через фильтровальную бумагу равномерными порциями. Бумага постепенно загрязняется, и каждая последующая часть жидкости очищается медленнее предыдущей.
Таким образом, коэффициентом фильтруемости называется соотношение времени очистки первой и десятой порции ДТ. Этим параметром и определяется степень загрязнения топлива. Его вычисление может помочь руководителям крупных компаний, располагающих большим количеством техники, правильно спланировать сроки замены фильтров. Это позволяет предотвратить немалое количество поломок и сэкономить деньги на ремонте автопарка.